kesmas (kesmas) wrote,
kesmas
kesmas

Category:

Царю о границах дозволенного

Тема возникла из известного стихотворения  «Зодчие» советского поэта Дмитрия Кедрина.
В нем рассказывается, как Иоанн Четвертый приказал ослепить двух зодчих, поставивших храм Покрова что на рву (храм Василия Блаженного).

«И тогда государь

 Повелел ослепить этих зодчих,»


С одной стороны, свидетельство о страшном злодеянии.
Но с другой стороны, тут же, дается объяснение этого действа, которое уже вроде бы и не злодеяние вовсе, так как оно имеет рациональные основания.

«Чтоб в земле его

Церковь

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях

И в землях Рязанских

И прочих

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!»


Как разрешить противоречие? В середине 80-х, осмысливая этот факт, я придумал версию о том, что советский (в плохом смысле) поэт просто решил очернить «проклятый царизм», чтобы на этом заработать.
С такой версией я обратился, уже в середине 90-х, к экскурсоводу в музее-заповеднике «Коломенское».
Он мне ответил, что история с ослеплением зодчих не имеет подтверждения. Более того, на основании имеющихся документов считается, что зодчих не двое, а один. И звали его Барма Постник. Который после храма Покрова построил еще несколько выдающихся храмов. Говоря современным языком, он работал на госзаказе.
А эта история – вовсе не выдумка советского поэта, а московское поверье. Дожившее от Ивана Четвертого до 20 века, когда его в стихах изложил Д. Кедрин.
О чем это свидетельствует? О том, что русский народ, поддерживая такое поверье, допускает для Государя возможность и целесообразность дикой жестокости, если она оправдана высокими государственными интересами.

«Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!»


Хотя (я фантазирую) возможно, что Иван IV даже в мыслях не держал злого умысла против успешного архитектора. Ибо таких  специалистов наперечет, будешь их обижать, еще разбегутся. Это не изменщиков бояр на кол сажать, здесь приговор один.
Но народ, в своем поверье, Государю такую жестокость не только не поставил в укор, но и объяснил ее необходимость.

«Соколиные очи

Кололи им шилом железным,

Дабы белого света

Увидеть они не могли.

Их клеймили клеймом,

Их секли батогами, болезных,

И кидали их,

Темных,

На стылое лоно земли.»


Это к вопросу о необходимости установления демократии в России.
 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment